Pеформы
Pеформы

Труд учителей Узбекистана– это инвестиции в будущее нашей страны

В 1994 году ЮНЕСКО объявило 5 октября официальным праздником Всемирный день учителя (World Teaches' Day). В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда приняли Рекомендации о положении учителей – первый международный документ о правовом статусе работников образования» (Recommendation concerning the Status of Teachers).

В рекомендациях закреплены права и обязанности учителей и международные нормы, касающиеся их подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда. Красной нитью как призыв к действию проходят в документе слова о том, что "необходимо расширять права и учителей и воспитателей, которые должны набираться соответствующим образом и получать надлежащее вознаграждение, иметь мотивацию, быть профессионально подготовленными и получать поддержку в рамках располагающих достаточными ресурсами, действенных и управляемых систем"[1].

Огромную поддержку получил этот документ во всем мире. С тех пор более 100 стран отмечают День учителя 5 октября. Этот День также является первым Всемирным днем учителя, который будет отмечаться в  новой Глобальной повестки дня в области образования до 2030 года, принятой мировым сообществом в 2015 году. Кроме того, 5 октября 1997 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений.

Осознание значения  труда учителей и наставников отразилось и в Рамочной программе действий "Образование-2030" где поставлен акцент на тот факт, что учителям предназначена весомая роль в деле обеспечения  качественного образовательного процесса в целях подготовки для работы в отраслях экономики страны грамотных специалистов.

Подразумевалось, что Всемирный день учителя – это также и возможность обратить внимание на проблемы педагогов на национальном и мировом уровнях, а также проанализировать их успехи в международном контексте.

Как известно, во многих странах существует проблема качественного образования: зачастую учителя работают, не располагая необходимыми ресурсами и не обладая должной квалификацией. Есть примеры, когда на качество образования влияет элементарная количественная нехватка педагогических кадров.

Ходя есть страны, которые отмечают Всемирный день учителя в другие дни, как, например, День учителя в Австралии – последняя пятница октября, в Бразилии – 15 октября, в Чехии – 28 марта, в Египте – 28 февраля, на Ямайке – 6 мая, в Мексике – 15 мая, в Марокко – 28 февраля, в Новой Зеландии – 29 октября, в Перу – 6 июля, в Польше – 14 октября, в Испании – 29 января, почет и уважение, слова благодарности и глубокой признательности своим наставникам в учебных заведениях, спортивных организациях, трудовых коллективах объединяют весь земной шар.

Всемирный день учителя является частью непрерывной деятельности ЮНЕСКО в поддержку педагогов, ради обеспечения достойного положения представителей этой профессии, жизненно важной для нормального функционирования общества. Учителя являются индикаторами социального здоровья.

И в нашей стране вот уже двадцать лет в соответствии с указом первого Президента республики И.Каримова от 27 декабря 1996 года стало доброй традицией широко и торжественно отмечать 1 октября как всенародный день учителей и наставников, который стал с тех пор поистине  всенародным праздником в стране. Это является ярким свидетельством высокого уважения и признания нашим народом достойного труда педагогов, наших устозов, и служит стимулом для дальнейшей активизации их деятельности в целях ускоренного продвижения Республики Узбекистан по пути социально-экономических реформ.

Помимо этого, Всемирный день учителя является поводом задуматься о проблемах наставников и попытаться найти им решение.

Именно они, учителя, наставники воспитывают граждан мира, и поэтому их можно считать учителями мира, а их достижения должны рассматриваться в мировом контексте. Всемирный день учителя дает нам возможность взглянуть на проблемы педагогов конкретной страны и проанализировать их успехи с точки зрения международных интересов. Являясь международной организацией, ЮНЕСКО представляет собой наилучшее место для обсуждения и обмена идеями на мировом уровне. Ведь как ни странно, в некоторых уголках мира эта важнейшая профессия не находит должного уважения.

Сегодня с полным правом мы можем сказать, что труд учителей – это инвестиции в будущее человечества. Чтобы выполнить свое предназначение – вырастить и воспитать физически и духовно здоровое поколение, грамотное, любознательное, помочь ему раскрыть творческие способности, развить их, дать стимул для беспрестанной работы над реализацией личностного потенциала им необходимо постоянно работать над повышением уровня своих профессиональных и педагогических навыков и знаний. Ведь застывший багаж знаний, не обновляемый каждодневно, очень скоро перестанет отвечать требованиям времени, а такой педагог окажется на обочине всего прогрессивного. Нелегок их труд! Кроме того, огромное терпение, любовь к людям, позволяет им сохранить внутреннее тепло. Недаром глаза наших учителей источают свет и мудрость, наполняющие жизнь каждого из нас от школьной скамьи до периода нашего профессионального совершенства.  

Сегодня я сама, приобретя тридцатилетний стаж преподавательской деятельности, приобщившись к этой великой гвардии, как никто другой осознаю роль педагога в жизни каждого гражданина страны. И от всего сердца говорю: «Спасибо вам, наши дорогие учителя!»

 

 

Сабирова Лола

Доцент кафедры «Оценочное дело и инвестиции» ТФИ

 

Success helper
Success warning