Объектом исследования и воздействия психолога института являются студенты, преподаватели, родители и сотрудники института. Работу с ними можно проводить отдельно или в группе.
Психолог института работает с проректором по работе с молодежью, факультетами, медицинскими работниками, отдельными комиссиями, родителями и сотрудниками института.
Направления деятельности психолога института:
- психопрофилактическая работа;
- психологическое воспитание и просвещение;
- психодиагностика;
- психическое развитие и психокоррекция;
- психологическое консультация
Психопрофилактика - это особый вид психологической работы психолога института, ее целью является создание здоровой психологической среды среди студентов и преподавателей и оптимальных условий для их личностного развития.
Основными задачами психологической профилактики являются:
- создание благоприятных условий для формирования личности и его интеллектуального развития;
- своевременная профилактика вероятностного проявления нежелательных психологических проявлений и нарушений, которые могут возникнуть в процессе личностного и интеллектуального развития;
- оказание помощи студенту в адаптации к конкретным ситуациям, для этого необходимо создание специальных групп, связанных с социальной адаптацией, устранение невротических расстройств, работа с трудновоспитуемыми студентами, с их родителями, куратором группы и т. д.);
- участие в процессе приема студентов на первый курс, определение их уровня психологической подготовки к системы высшего образования, разработка индивидуальной программы работы со студентами в сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом;
Методы деятельности психолога могут быть следующими:
- с целью продвижения и развития психологической культуры проведение лекций и тренингов с преподавателями института и студентами;
- психологическое консультирование;
- изучение психологических корней вероятностных семейных конфликтов, споров, возникющих среди профессорско-преподавательского состава, в семье, между роодителями, анализ мотивов их проявления, раскрытие сущности межличностных отношений, консультации о способах улучшения и устранения чрезвычайных ситуаций;
- осуществление индивидуальной работы с лицами, которые попали под влияние наркотиков, передались легкой жизни, заинтересованы в обогащении нечестным путем;
- формирование у студентов, в особенности у студенческой молодежи. проживающших в общежитии и в арендованных частных квартирах, навыков социальной адаптации, проведение психолого-педагогических мер воздействия при устарнении социальных проблем, свзанных с ими;
- выявление студентов, склонных к правонарущениям и к преступлению, привлечение их к социально активной деятельности путем оздоровления их психического состояния;
Вопросы психологического развития и психокоррекции требуют от психолога активного влияния на процесс личностного и интеллектуального форирования студента и профессорско-преподавательского состава.
В этом направлении психолог выполняет следующие конкретные задачи:
- развивающие и психокоррекционные исследования организуются психологом в различных формах и ситуациях:
а) создается план проведения занятий с каждым отдельно взятым студентом, на основе которого проводится работа и занятие практического психолога;
б) каждая деятельность студентов осуществляется особым образом и направлена на воспитательное воздействие на студенческие группы;
в) предусмативается проведение занятий в воспитательной форме с участием родителей и профессорско-преподавательского состава;
- психологическое консультирование;
. Методы деятельности психолога могут быть следующими:
- с целью продвижения и развития психологической культуры проведение лекций и тренингов с преподавателями института и студентами;
Задачи психолога института:
изучить этический и психологический климат института, его влияние на личность студента;
в целях исследования личных проблем студента проведение социально-психологической диагностики;
выявление студентов, нуждающихся в социальной защите (все студенты);
защита студентов от психологического давления со стороны взрослых и индивидуальная работа с ними (индивидуальная беседа со студентами);
раннее выявление детей из проблемных семей;
вовлечение родителей в учебный процесс;
психопрофилактическая и коррекционная работа со студентами, которые стоят на учете по различным обстоятельствам;
повышение качества уровня взаимотоношений и взаимопонимания между профессорами, студентаами нуждающимися в психологиической помощи и родителями;
Психолог вуза имеет право:
присутствовать на заседаниях совета высших учебных заведений;
Обязанности психолога института:
работа в соответствии с уставом института и кодексом психолога;
участие в методических семинарах для психологов вузов;
отчетность о проделанной работе перед руководством института;
проведение тработ в тесном сотрудничестве с администрацией и с с родителями;
Реализация законов Республики Узбекистан, Национальной программы подготовки кадров, Указов Президента Республики Узбекистан, Постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан в в сфере образования и профессиональной преподготовки;
Документы, касающиеся деятельности психолога;
годовой план работы, утвержденный ректором;
журнал регистрации консультаций психолога;
журнал регистрации индивидуальных работ со студентами;
социально-психологические паспорта студенческих групп института;
карта индивидуально-психологического развития студентов;
создание банка данных студентов из неблагополчных семей, и студентов с высоким риском;
материалы, касающиеся проведения работ с родителями и профессорско-преподавательским составом.
посещать занятия и внеаудиторныые мероприятия с целью наблюдения за деятельностью студентов;
повышать своих профессиональные навыки на основе профессиональных потребностей;
иметь благоприятные условия труда;
вести консультации с руководством учебного заведения;
разработывать методические рекомендации индивидуального подхода к работе со студентами из группы риска;
требовать от вышестоящих органов улучшения необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
при необходимости рекомендует консультационные услуги по психологии семейной жизни;
продолжительность трудового отпуска практикующего психолога приравнена к продолжительности отпуска профессорско-прподавательского состава.
Квалификационные требования к психологу института:
психолог высшей категории: магистр по специальности, в качестве психолога должен иметь не менее 1 года трудового стажа;
психолог 1ой категории: магистр по специальности, в качестве психолога 2 ой категории должен иметь не менее 1 года трудового стажа (по специальности не предъявляется требования к магистрской работе);
психолог 2 категории: бакалавр по направлению психология или специалист с дипломом, в качестве психолога должен иметь опыт работы не менее 2 лет.
|